14.09.2020

Активное слушание

Давайте представим себе несколько ситуаций: ребёнок рассказывает вам о том, что ребята не берут его в игру: «Они играют теперь вместе, а на меня вообще не обращают внимания!»

Или, может быть, в школе конфликт с учителем: «Не пойду больше в школу!»

Или ребёнку очень хочется, чтобы ему купили игрушку, но вы не можете её приобрести: «Вы никогда мне ничего не покупаете!».

Всё это непростые для ребёнка ситуации, они вызывают много эмоций. Как взрослый может оказать поддержку? Хороший способ дать ребёнку понять, что вы знаете о его переживаниях и сочувствуете ему – это особым образом послушать его. Психологи называют такой способ слушать активным.

Активно слушать – значит попытаться понять, что чувствует и в чём нуждается собеседник, что означает его сообщение. Это не оценка, не совет, не анализ, не вопрос, а отражение переживаний рассказчика, уточнение его мыслей и чувств.

Пассивно слушать – значит, быть открытым к тому, чтобы выслушать ребёнка: «Неужели?», «Да-да», «Расскажи больше», а активно – значит, возвращать человеку его чувства и то, что он рассказывает.

Например, возьмём первую ситуацию:

- Они играют теперь вместе, а на меня вообще не обращают внимания!

Можно предположить, что ребёнок чувствует возмущение и обиду, ему тоже хочется играть с ребятами, как раньше. Мы можем повторить своими словами то, что сказал ребёнок, и назвать его чувства.

- Ребята не берут тебя в игру.
- Да!
- Ты возмущён и чувствуешь обиду.

Вторая ситуация:

- Я не пойду больше в школу!
- Ты не хочешь больше ходить в школу.
- Да! Мне несправедливо поставили двойку! Подумали, что я списал.
- Ты возмущён и расстроен.
- Да. Но ничего не сказал.
- Ничего не сказал. Наверное, тебе было немного страшно.
- Да, я постеснялся. Но завтра скажу.

Что важно для применения активного слушания?

Важно невербальное выражение готовности слушать. Необходимо повернуться к ребёнку лицом, устроиться так, чтобы ваши глаза и глаза ребёнка были на одном уровне. Если ребёнок маленький, можно присесть около него, взять его на руки или на колени.

Также при разговоре с расстроенным ребёнком не стоит задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Дело в том, что фраза в виде вопроса («Что случилось?», «Ты обиделся?») плохо отражает сочувствие, и больше похожа на выяснение фактов. А если вы скажете: «Что-то случилось…», то ребёнку может быть легче рассказать о случившемся, и он чувствует, что вы уже понимаете его.

Важно делать паузы после своих слов, чтобы ребёнок мог подумать и ответить вам. Также хорошо помолчать после ответа ребёнка тоже, он может что-то добавить.

Ещё важно искреннее желание помочь ребёнку в его проблеме и готовность принять все его мысли и чувства, как бы сильно они ни отличались от ваших, быть открытым к опыту другого человека.

Что даёт активное слушание?

Оно помогает осознать детям, что они чувствуют. Не страшно, если вы ошибётесь, назвав то или иное чувство, ребёнок вас поправит.

Озвучивая негативные чувства, мы делаем их видимыми, разделяем их с ребёнком, и они неизбежно теряют свою силу. Когда есть возможность поделиться своей обидой, злостью, разочарованием с сочувствующим человеком, становится легче. Мы не оставляем ребёнка наедине со своими переживаниями.

Когда взрослый принимает чувства ребёнка, это помогает ребёнку самому принимать свои чувства и не бояться их испытывать и выражать.

Активное слушание помогает создать отношения теплоты и близости. Ребёнок, ощущая готовность родителя слушать, может рассказать о себе больше, поделиться чем-то важным.

Когда прислушиваются к нашей точке зрения, нам потом легче выслушивать чужую точку зрения. Когда родитель слушает ребёнка, у него тоже появляется желание слушать родителя.

Активное слушание даёт ребёнку возможность лучше понять свою проблему и продвинуться в её решении. Оно отражает доверие родителей, они верят в способность ребёнка самому найти наилучшее решение.

Старайтесь поддерживать, слушать и слышать ребенка, и он будет вам благодарен за уверенность в себе и своих силах!

<<< Возврат к списку



Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции

Истории
«Приемная мама искала рыженькую солнечную девочку и нашла меня»
Алене – 18, она выросла в Детской деревне SOS Вологда. Впереди – куча планов, намерений, мечтаний! А 9 лет назад она поступила в интернатное учреждение, потому что ее мама и папа не справились с родительским обязанностями.