21.09.2020

Как же без отца?

На психологических консультациях специалисты довольно часто слышат вопрос: «Как же ребёнок без отца?» Возникает он тогда, когда женщина понимает, что отношения с отцом ребёнка подошли к концу, и в то же время у неё есть представление, что расти ребёнку без отца плохо, особенно если мальчик. У неё есть сомнения: разводиться или пытаться сохранить отношения ради ребёнка.

Что становится причиной развода? Разница во взглядах, нарастание конфликтов, финансовые трудности, измена, домашнее насилие.

Ситуация домашнего насилия, когда отец ребёнка систематически унижает, оскорбляет свою жену, может поднять на неё руку, является особенно тяжёлой и для ребёнка.  Согласно одному из исследований, 70 % мужчин, избивающих своих жен, применяли насилие и по отношению к своим детям.

Также известно, что дети, которые сами не являлись объектами агрессии, но были свидетелями насилия, приобретают те же самые психологические проблемы, что и дети, которые подвергаются насилию. У детей, живущих в атмосфере агрессии, наблюдается задержка в физическом и психическом развитии, страдает речевое развитие, снижается способность усваивать новые знания в школе, падает успеваемость, у подростков может быть ощущение потери смысла жизни, увеличивается риск совершения суицида.  Также у детей часто нарушается сон и аппетит, они становятся чрезмерно возбуждёнными, взрывчатыми, они чувствуют вину и стыд за происходящее дома, у них много страхов, могут быть посттравматическое состояние, депрессия, печаль, ощущение беспомощности, сложности в общении со сверстниками из-за неумения контролировать свои эмоции и несформированности навыка разрешать конфликты.

Мальчики-свидетели домашнего насилия, вырастая, чаще становятся обидчиками в своих собственных семьях, чем их сверстники из семей, в которых нет насилия.

Таким образом, очевидно, что жизнь с отцом – агрессором негативно влияет на ребёнка, вредит его психическому и физическому состоянию, наносит психологические травмы.

Если же дома происходит не насилие, когда один из членов семьи систематически унижает остальных, а конфликты, когда родители не согласны друг с другом и выступают на равных, это также может негативно влиять на ребёнка.

Когда родители часто злятся и кричат друг на друга, отдаляются друг от друга, когда семейный конфликт становится постоянным, у детей также могут проявляться признаки нарушения развития головного мозга, расстройство сна, беспокойство, депрессия, агрессивность, употребление алкоголя и/или наркотиков, трудности в общении со сверстниками. По сути, дети живут в атмосфере постоянного стресса.

В то же время, если родители умеют договариваться друг с другом, разрешать спорные вопросы, разговаривают с ребёнком, объясняя причины конфликта и то, как он разрешился, ребёнок получает опыт разрешения споров, что помогает ему в дальнейшем в управлении своими эмоциями и отношениях с другими людьми.

В настоящее время считается, что для ребёнка более травмирующим оказывается не сам факт развода, расставания родителей, а ссоры родителей до, во время и после развода. Если расставание проходит мирно, ребёнок переживает гораздо меньше стресса.

Кроме того, если после развода родителей, отец продолжает общаться, видеться с ребёнком, поддерживает с ним отношения, то и нельзя сказать, что ребёнок остался «без отца». Он продолжает получать его тепло, поддержку и участие.

Давайте больше поговорим о роли отцов. Есть данные о том, что у отцов стиль игры зачастую отличается от материнского. Отцы предпочитают шумные необычные игры, в которых младенцы испытывают ощущение эмоциональных американских горок: занятия, представляющие минимальный интерес, сменяются играми, вызывающими очень яркие эмоции. Речь идёт, например, об игре в «самолётик», когда папа поднимает ребёнка и вертит его над головой или в «страшного волка», который преследует радостного малыша. Матери зачастую предпочитают более известные и проверенные занятия: прятки, «ладушки», чтение книг; младенцы при игре с мамами испытывают более ровные эмоции. Таким образом, в эмоциональных играх с папой ребёнок учится исследовать свои эмоции, справляться с возбуждением, когда игра заканчивается, учится наблюдать и реагировать на папины сигналы. Все эти навыки в дальнейшем помогают ребёнку при общении с другими людьми.

В данном случае речь идёт о разных стилях игры ухаживающих взрослых, которые обогащают ребёнка. Но тут важно заметить, что стиль игры – это очень индивидуально, мама тоже может шумно играть с ребёнком, так же, как и другие взрослые, с которыми ребёнок регулярно общается: дедушка, бабушка или дядя ребёнка.

Также замечено, что, когда отцы поддерживают положительный тон взаимодействия с ребёнком, позволяют детям принимать участие в изменении хода игры, избегают критики и унижения, ценят чувства детей, хвалят за достижения, у детей лучше взаимоотношения со сверстниками и более высокая успеваемость.

Тут можно отметить, что двое чутких взрослых в жизни ребёнка наверняка лучше, чем один чуткий взрослый. Но даже если у ребёнка есть только один отзывчивый и надёжный взрослый, который чувствителен к сигналам и потребностям ребёнка, вовремя его кормит и утешает, который получает удовольствие от совместного общения, поддерживает ребёнка, даёт ему возможность проявить самостоятельность, это уже очень много даёт. Весь этот опыт позитивного близкого общения положительно влияет на самооценку ребёнка, на его компетентность в общении со сверстниками и развитие умственных навыков.

Также, согласно одному из исследований, у мужчин, которые воспитывались в отсутствии отца, нет чёткой модели собственного родительского поведения.

Таким образом, для благополучного развития ребёнка важно скорее не постоянное физическое присутствие в его жизни отцовской фигуры, а качество его взаимоотношений с отцом, наличие безопасного отзывчивого взрослого в его жизни (в лице мамы, папы или другого близкого человека), а также атмосфера в семье, на которую влияют взаимоотношения родителей между собой.

<<< Возврат к списку



Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции

Истории
Серёжа, 9 лет

Серёжа всегда мечтал иметь собаку, но в детском доме не разрешали заводить собак... Через неделю после...