21.03.2023

Обратиться к специалистам до того, как в семье наступит кризис

Как воспитывать детей без насилия? Положены ли семье льготы и как их получить? Как справиться со стрессом из-за событий в стране и мире? Как преодолеть зависимость и сохранить семью? Решать эти и много других вопросов помогают семьям специалисты наших Программ профилактики социального сиротства и укрепления семьи в 8 регионах России.

Всего в прошлом году в рамках Программ профилактики социального сиротства мы поддержали 2543 семьи и 3813 детей и подростков. Вместе с руководителем этого направления Ольгой Липницкой мы определили наиболее частые запросы, которые в прошлом году мы получали от кризисных семей с детьми. Основой стало наше исследование обращений семей, которые приходили к нам за поддержкой в 2022 году. 

Итак, вот 10 самых частых запросов семей, обращающихся к нам за сопровождением:

1. Тенденция последних лет – это уход от ситуации, когда в нашу Программу приходят как в соцзащиту: не хватает денег, поэтому мы в кризисе, помогите оформить пособия, - рассказала Ольга Липницкая.
На первое место в прошлом году вышли услуги психологические. За поддержкой наших психологов в прошлом году обратились 49 % семей. Успокоиться – это первое, что нужно многим кризисным семьям, когда они к нам приходят. И только потом мы можем приступать к анализу ситуации, поиску ресурсов семьи, выстраиванию стратегии выхода из кризиса. Но начинаем мы всегда с работы психологов.

2. За последний год выросло количество обращений к нашим психологам и по вопросам коррекции детско-родительских взаимоотношений, и это замечательно. К нам стали чаще обращаться не только когда все плохо и семья рушится, но когда отношения в семье стали напряженными из-за того, что родителям, например, не хватает компетенций в общении с детьми. Запросы могу звучать так: как вести себя с детьми-подростками, как реагировать на детский бунт, как воспитывать без насилия, как избежать конфликтов из-за воспитания детей или пережить адаптацию приемного ребенка?

Еще родителей волнуют темы жестокого обращения в семье, буллинга в детском коллективе, снижение интереса детей к обучению, компьютерная и гаджетовая зависимость детей, их психосексуальное развитие.
За педагогической поддержкой в 2022 к нам обратились 30 % семей.

3. Много запросов в прошлом году было на коррекцию супружеских отношений. К нам приходят семьи на разных стадиях конфликта вплоть до бракоразводного процесса. Бывает, что один из супругов при разводе обращается за психологической поддержкой для себя и детей, которые в этой ситуации страдают, а в результате комплексной работы наших специалистов и самих супругов семья восстанавливается, отношения между мамой и папой налаживаются. Это и есть цель нашей Программы – сохранить для детей любящую семью.

4. Социально-правовая помощь по вопросам льгот и пособий и способа их получения остается востребованной.

Из-за пандемии выросло количество запросов на дистанционное получение различных услуг, предусмотренных государством. Наша задача здесь – показать ресурс, который дает государственная система и сообщество. Тем самым мы не замыкаем помощь на себе, а составляем карту ресурсов, чтобы показать людям – вот сколько других организаций могут оказать им помощь в том или ином вопросе. Наша задача – научить их справляться с ситуацией и понимать, куда идти за поддержкой.

5. Юридическая поддержка – тоже частый запрос. Помощь юриста в прошлом году потребовалась 10% семей, которые обратились к нам за помощью.

  Юристы помогают нашим подопечным разобраться с жилищными, долговыми кредитными обязательствами, взысканиеи алиментов, реализацией семейного (материнского капитала), в вопросах порядка общения отдельно проживающего родителя и т.д. В прошлом году пять родителей с нашей поддержкой были восстановлены в родительских правах.
Как и помощь всех остальных специалистов наших Программ по профилактике социального сиротства, помощь юриста оказывается бесплатно.

6. Часто семьям во время комплексной работы требуется помощь узких специалистов, которую мы им предоставляем. Это психотерапевты, логопеды, супервизоры, неврологи и т.д.

7. Одна из наших услуг - стабилизация психоэмоционального состояния мам, воспитывающих детей с особенностями развития.

Например, в Орловской области почти половина семей (49%), находящихся на сопровождении Программы в 2022 году, это семьи, где воспитываются дети с особенностями развития. В 2020-2021 гг там активно работал проект «Счастливы вместе», благодаря чему сформировалось сообщество родителей, воспитывающих детей с инвалидностью и обычных детей.

Это сообщество для семей очень ресурсное, семьи с детьми-инвалидами получают поддержку родителей, которые растят детей без особенностей. И для последних в этом тоже ресурс для выхода из кризиса: когда семья с обычным ребенком помогает маме, у которой ребенок никогда не будет ходить, она понимает, что ее проблемы, если уж разобраться, не такие серьезные.

8. Работа с комплексной психотравмой – это еще одно востребованное направление наших Программ. Регион, который сейчас сталкивается с большим количеством беженцев и где много центров для временного размещения, это Орловская область. Наши психологи и психотерапевты помогают вынужденным переселенцам справиться с психотравмой, чтобы строить свою жизнь дальше.

К примеру, есть история про человека, который у себя дома был доцентом кафедры в университете, но семье пришлось экстренно переезжать, все документы пропали и теперь он даже не может доказать, что был научным сотрудником. А у него дети, и этот человек идет на черную работу, чтобы их прокормить. Для человека это экзистенциальная ситуация и наша задача – ему помочь.

Другая сторона здесь – просветительская работа с сообществом. Мы объясняем, что из-за пережитых событий беженцы могут не всегда вести себя адекватно, могут грубо отвечать, отвергать помощь. Не потому, что они плохие, а потому что тяжелые ситуации накладывают отпечаток на поведенческие проявления. Мы работаем над тем, чтобы сообщество было терпимее и снисходительнее, это помогает снизить социальную напряженность в регионе.

9. В столичных регионах своя специфика обращений, там много семей из других регионов, которые живут на съемном жилье и проживают кризисы тяжелее. Для них потеря работы или временная нетрудоспособность – огромная проблема. В Санкт-Петербурге и Москве у нас много запросов на проживание в наших шелторах – социальных гостиницах. Также во многих регионах есть запросы на временное размещение детей без статуса сироты в семьях в наших Деревнях. Это бывает в тех случаях, если, например, мама или бабушка, воспитывающая ребенка, ложится в больницу, а больше родных у семьи нет.

10. Обращались в 2022 году к нам люди и по причине стрессовых ситуаций из-за глобальных изменений. Выход из самоизоляции и вхождение в обычный ритм жизни, затем объявление частичной мобилизации привело к дестабилизации психоэмоционального состояния родителей и детей. Им нужна помощь психологов, чтобы справиться с этими состояниями и жить в изменившихся условиях. Рост числа таких обращений отмечают в большинстве регионов нашего присутствия.

Конечно, список запросов наших благополучателей гораздо шире и разнообразнее.

К нам за помощью обращаются родители, которые имеют зависимости. Семьи с детьми, затронутые ВИЧ. Семьи, в которых умер один из родителей и которые внезапно стали кризисными. Приходят мамы и папы, которые хотят восстановить родительские права. Также мы помогаем беременным женщинам, находящимся в риске отказа от новорожденного ребенка.

За более 15 лет работы наших Программ профилактики социального сиротства и укрепления семьи мы разработали достаточно методик, подходов и практик для поддержки кризисных семей с целью предотвращения социального сиротства. Мы уверены, что семью можно восстановить, если вовремя прийти ей на помощь. И мы знаем, что нужно делать, чтобы вернуть семье устойчивость и сохранить ее для детей.

<<< Возврат к списку



Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции

Истории
«Приемная мама искала рыженькую солнечную девочку и нашла меня»
Алене – 18, она выросла в Детской деревне SOS Вологда. Впереди – куча планов, намерений, мечтаний! А 9 лет назад она поступила в интернатное учреждение, потому что ее мама и папа не справились с родительским обязанностями.