
28.09.2023
Как обесценить Супермена
Смотрим фильм «Человек из стали» вместе с психологом Русланом Поповым, психологом программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи в Мурманской областиИстория про инопланетного супергероя любима несколькими поколениями мальчиков и девочек. Но, по большому счету, она написана для их родителей. И за сюжетом о спасении человечества можно рассмотреть другую важную проблему, наиболее четко вырисованную в фильме «Человек из стали». Это проблема обесценивания способностей своих детей, которые становятся в обществе не героями, а изгоями.
Но сначала немного о самом кино.
В нём – много о детстве главного героя Кал-Эла. Его рождение на планете Криптон за считанные месяцы до гибели цивилизации. Решение родных родителей спасти сына, отправив его на Землю. Жизнь с приёмными родителями на ферме и попытки быть таким же, как все.
Суперспособности главного героя объясняются создателями фильма так: учёный Джор-Эл похищает сборник генетических программ, по которому было рождено уже много поколений криптонцев — Кодекс Роста — и переносит его в тело своего сына Кал-Эла, чтобы тот обладал всеми генами сразу. А сам он погибает в схватке с генералом Зодом.
Спустя годы Супермен живёт в обычной семье фермеров в пятом поколении. И сына они воспитывают таким же обычным среднестатистическим человеком. Но Кал-Эл (или Кларк – земное имя героя) по своей природе другой. Он вытаскивает из реки автобус с детьми и спасает им тем самым жизнь, он может растопить взглядом толщу льда и исцелить умирающего (о многих своих способностях ребёнок даже не догадывается). А дальше начинается самое интересное с точки зрения психологии.
Приёмный отец не гордится сыном и не ведёт его за руку на телешоу Опры Уинфри. Конечно, в мотивах его лежит забота о сыне и его безопасности. Но какой ценой? Он просит Кларка не спешить демонстрировать свои таланты окружающим. Не показывать другим, что он особенный.
«Ещё не время, человечество не готово тебя принять», - повторяет он.
«Они должны были погибнуть?» - спрашивает отца Кларк, спасший детей.
«Возможно».
Семья, в которой воспитывается главный герой, безусловно, добрая, любящая, понимающая, но родители (особенно отец) не помогают Кларку с самореализацией. В психологии есть такой термин – комплекс Ионы. Это страх успеха или страх быть лучшим. Отец, переживая за своего сына, сознательно сеет в нем этот страх. Главного героя изначально подводят к мысли: он не такой как все, а выделяться – это очень плохо, потому что люди не поймут тебя, нужно этого бояться, а значит, отрицать самого себя, даже если ты обладаешь сверхсилой, сверхскоростью, сверхзрением и т.д.
Если ребёнку постоянно твердить, что ещё не время и надо подождать, то подходящее время может никогда не наступить. В этом смысле показателен момент гибели приёмного отца Кларка во время смерча.
Сцена, в которой он жертвует собой, настойчиво отстаивая собственную позицию, лишена всякого смысла. Зрителю непонятная эта нелепая смерть, которую можно было бы избежать. Супермен мог бы спасти отца, но тот жестом показывает, что этого делать не надо. Своим решением он наносит Кларку ещё больший вред, перекладывая ответственность за свою гибель на него. Ведь герой теперь живёт с мыслью, что мог бы ослушаться, и отец был бы жив.
Именно обесценивание уникальных возможностей сына привело к тому, что в самую важную минуту он оказался не готов реализовать свои таланты в полной мере. Снова не время, рано, надо ждать. Только чего? За трагической гибелью отца следуют череда событий: главный герой уходит из дома, пытается работать там, где его окружает ограниченное число людей (попытка изолироваться от общества). В сюжете появляется определенная закономерность: как только Кларк находит применение своим способностям и помогает избежать очередной трагедии, он убегает. Он боится быть отвергнутым людьми и выбирает для себя судьбу изгоя.
Возможно, если бы родители позволили своему ребёнку быть собой с самого начала, общество его бы приняло. Доказательство тому – встреча с журналисткой Лоис Лейн, которая не боится пришельца из Криптона и даже находится под впечатлением от его сверхспособностей. Она поддерживает Кларка и помогает ему. Лоис становится исключением из правил. А все потому, что общество не примет того, кто сам себя принять не смог. Даже если он супергерой.
В масштабах фильма обесценивание (даже из желания защитить) приводит героя к одиночеству. А в последующих фильмах про супермена результат ещё более удручающий и закономерный: супергерой становится суперзлодеем.
Просто среди персонажей этого захватывающего фильма нет профессионального психолога, помогающего проработать Кларку его детские психотравмы. По счастью, в обычной жизни это сделать можно. Чтобы наши дети росли супергероями и не боялись быть лучшими.
В наших программах профилактики социального сиротства и укрепления семьи в 8 регионах страны мы помогаем семьям в кризисе и в ситуациях, когда он ещё не настал, помогаем укреплять взаимоотношения родителей с детьми и создавать любящий микроклимат, помогаем мамам и папам правильно заботиться о детях, чтобы они, взрослея, могли раскрывать свой потенциал и быть счастливыми.
Поддержать работу наших программ можно здесь
Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции
Истории
Серёжа всегда мечтал иметь собаку, но в детском доме не разрешали заводить собак... Через неделю после...