25.12.2025

«Маленький львёнок», который изменил систему: вспоминаем, какой была основательница нашей организации Елена Брускова

Сегодня, 25 декабря, исполнилось бы 99 лет Елене Сергеевне Брусковой – основательнице нашей благотворительной организации. Делимся воспоминаниями её единомышленников и первых сотрудников, стоявших у истоков создания благотворительной организации «Детские деревни SOS».

Как журналистка «Комсомольской правды» принесла в Россию новую идею

Хрупкая, седовласая, элегантная – с шёлковой шалью на плечах и тёплой, понимающей улыбкой. Такой запомнили Елену Сергеевну Брускову те, кто её знал. Почти всю жизнь она проработала журналисткой «Комсомольской правды», объездила страну, писала о людях и видела многое, в том числе жизнь детей в детских домах. Чем больше она общалась с детьми и воспитателями, тем яснее становилось: так быть не должно. Дети не должны расти в казённых стенах, разлучённые с братьями и сёстрами, без своего взрослого, который любит и отвечает за них каждый день. Она искала другой путь и верила, что он возможен.

И она нашла такую альтернативу – модель семейного воспитания Детские деревни SOS, где у каждого ребёнка будет мама, свой дом, братья и сёстры. Не учреждение, а настоящая семья.

Начинать пришлось с нуля. В конце 80-х – начале 90-х в России не было не только Детских деревень SOS – не было и почвы для такой благотворительности. Но Елена Сергеевна начала действовать с присущими ей журналистской настойчивостью и житейской мудростью. Она писала статьи, встречалась с чиновниками, искала единомышленников. Её не останавливали ни бюрократические препоны, ни скепсис, ни собственный уже немолодой возраст. Она просто знала: нужно действовать.

Она была энергичная, небольшого роста, маленький львёнок, сухонькая, с седыми волосами, – вспоминает сооснователь благотворительной организации «Детские деревни SOS» Дмитрий Белосельский. – Я её в шутку называл «Елена Премудрая». Она была значительно старше всех нас и сумела всех объединить. Была самой старшей и самой мудрой. И здесь совпало – её личное понимание и потребность общества. Чтобы наконец обломалась эта система, где ребёнок жил дикарём, не умея даже зажечь плиту, а выходя из детдома – просто пропадал. А её идея была проста: дать детям семью. Чтобы можно было просто прижаться и прислониться к маме, которая день и ночь рядом. И не разделять братьев и сестёр, а дать им возможность жить вместе.

Именно этой простой идее – «Мама, дом, братья и сёстры» – Елена Сергеевна посвятила остаток своей жизни. Благодаря её воле и упорству в России появились первые Детские деревни SOS. Она не просто принесла идею – она изменила саму систему, доказав, что у детей, оставшихся без родителей, может быть не казённое прошлое, а настоящее детство, наполненное теплом, заботой и любовью.

«Благотворительность – это про уважение, а не про жалость»

Человек улыбок. Фундамент, на котором можно построить любое здание, – говорит о Елене Сергеевне заместитель директора Детской деревни SOS Лаврово Андрей Звеков, познакомившийся с ней в 2000 году. – В ней не было ни капли заискивания – ни перед знакомыми уровня министра, ни перед нами. Чёткая позиция и дистанция. Строгая ко всем и к себе самой. И при этом – настоящая леди. Она привезла в Детские деревни SOS моду на шёлковые платки, всем дарила, это был её стиль. Красиво одевалась, с брошами. И была всегда неподражаема.

За элегантностью скрывался железный стержень и бескомпромиссная преданность делу.

Нас учили работать не от страха, а на совесть, – вспоминает директор Детской деревни SOS Псков Игорь Соловьёв. – Елена Сергеевна всегда говорила: прежде чем принять решение, спроси себя «зачем?». И ещё одно её правило: не нужно выставлять напоказ то, чего нет в обычной жизни детей. Стол должен быть простым, но достойным. Она учила нас, что благотворительность – это про уважение, а не про жалость.

«Не казённый дом, а семья»

Сама Елена Сергеевна в интервью «Комсомольской правде» («Детдом в России: семья или казарма?», 2004 г.) честно объясняла разницу между системой, которую она застала, и той, которую создавала вместе с коллегами и благотворителями – Друзьями Детских деревень SOS.

«Разделила их не столько судьба, сколько наша организация детских домов по возрастному принципу: разлучают братьев и сестёр. Это же жестоко. Дальше – деление по полу: мальчики отдельно, девочки отдельно», – говорила она.

Её подход был прямым ответом на эту систему. Если там главными были администраторы и распорядок, то в модели Детских деревень SOS центром становилась мама.

Ещё одна цитата из статьи 2004 года, где Елена Сергеевна рассказывает о профессии SOS-мам.

«Мама – это новая профессия в России. Именно профессия – она ведь сотрудник организации, получающая зарплату... Мама готовит, стирает, ходит в магазин за продуктами, убирает. Но это ещё и просто мама, которая тебя любит», – объясняла Елена Брускова. – И дети не просто говорят женщине «мама». Они так чувствуют. Вот недавно одна наша воспитанница вышла замуж, родила – и первый звонок из роддома не милому, не биологической маме или свекрови, а в деревню: «Мама, ты стала бабушкой».
Уроки «Елены Премудрой»: от сезонных овощей до умения сказать «нет»

Мудрость Елены Сергеевны была не отвлечённой, а очень земной и практичной, и уроки запоминались навсегда.

Она была невероятно щепетильна в бытовых вопросах, – делится Андрей Звеков. – Настаивала, чтобы на столах были сезонные овощи и фрукты. «Не надо излишней роскоши, – говорила она. – Мы благотворительную организацию делаем, но она сильная и независимая. Мы должны показывать самоуважение и достоинство». Даже подаренные ей не по сезону цветы могли вызвать мягкое, но принципиальное замечание: «Не надо тратить деньги зря».

Также она учила своих коллег говорить «нет», даже своему руководству.

И добавляла: «Категоричность – признак ограниченности. В споре не может быть только правых, должна найтись третья, разумная сторона», – вспоминает Андрей Звеков.
Наследие: «цепная реакция добра»

Елена Сергеевна верила, что её дело – это не только дома и семьи, но и изменение самих отношений между людьми. Она называла это «цепной реакцией добра».

«У нас стойкая, продуманная связь с друзьями Деревни. Это очень трогательные люди, – рассказывала она в том же интервью. – Вот получаем письмо от незнакомой женщины, она рассказывает, что умерла её знакомая: она была вашим другом и наказала мне все деньги, ею за жизнь собранные, отдать вам. Денег этих – три тысячи рублей. Но главное: человек перед смертью думал о наших детях! Или – помогал нам один мелкий предприниматель, потом разорился: не смогу теперь помогать, извините. И вдруг через несколько месяцев новое письмо: я так скучаю без ваших писем...И я решил бросить курить – хоть какие-то, но деньги».

Именно на таких историях, считала Елена Сергеевна, и воспитываются дети. Вырастут и будут помогать другим.

Её не стало десять лет назад. Но мир, который она начала строить с нуля, – живёт и развивается.

Она прожила всю жизнь ради этой идеи, – говорит Дмитрий Белосельский.

Хрупкая женщина с шёлковой шалью, «маленький львёнок», который не испугался говорить «нет» целой системе. Она верила, что детям, оставшимся без родителей, нужна не опека, а семья. И сделала всё для того, чтобы это перестало быть просто мечтой.

Сегодня её главный принцип – «Мама, дом, братья и сёстры» – живёт в российских Детских деревнях SOS. А «цепная реакция добра», которую она когда-то запустила, продолжается. В домах, где дети обрели близких. В семьях, которые смогли остаться вместе. В простых историях помощи, которые, как она знала, будут продолжаться.

<<< Возврат к списку



Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции

Истории
Саша, 6 лет

Саша попала в детский дом когда ей было всего полтора года. Она не помнит ничего из жизни «до»,...