
12.12.2025
«Мы создаём терапевтические истории, наполненные помощью и поддержкой»
Как строится комплексная помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации? И как творческие занятия – создание мультфильмов из пластилина, изготовление кукол-оберегов и терапевтические танцы – помогают детям и их родителям обрести опору и поддержку? Рассказывает руководитель Программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи в Орловской области Елена Леонова.«К нам приходят люди со сложным жизненным опытом»
Мы оказываем всестороннюю помощь семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Наша поддержка включает в себя комплексное сопровождение всеми необходимыми специалистами: юристами, специалистами по социальной работе, психологами. Мы активно сотрудничаем с некоммерческими организациями, специализирующимися на работе с людьми с алкогольной и наркотической зависимостью, а также с фондами, оказывающими медицинскую помощь.
К нам обращаются люди с разнообразным и зачастую тяжёлым жизненным опытом. Первоочередной задачей является глубокая работа по маршрутизации и выявлению корневых причин, которые привели к возникновению трудной жизненной ситуации.
Несколько месяцев назад к нам за помощью обратилась мама семерых детей, которая живёт в глубинке. Несмотря на отсутствие проблем с алкоголем, её собственный детский опыт, полученный в детском учреждении, оказал значительное влияние на её жизнь. В результате двое детей с особенностями здоровья обучаются в интернате. Матери не хватает знаний и опыта для полноценного развития детей. Она воспроизводит те модели поведения, которые видела в своей семье. При этом она успешно справляется с бытовыми вопросами и ведением хозяйства.
Сейчас она начинает осознавать необходимость определения детей в специализированные образовательные учреждения. Наша цель – обеспечить полное сопровождение, чтобы помочь маме проанализировать свой жизненный опыт, выявить его сильные стороны и, при необходимости, скорректировать неэффективные стратегии. Мы стараемся подчёркивать сильные родительские качества, такие как заботливость, отмечаем успехи и предлагаем помощь в тех областях, где она необходима.
Часто у детей отсутствует прочная эмоциональная связь с матерью, что является следствием того, что в прошлом им не хватало эмоционального тепла, где фокусировались на обеспечении только базовых потребностей.
Также мы стараемся следить за «новинками», которые предоставляет рынок платных услуг. Мы понимаем, что для семей, которые приходят к нам, большинство этих услуг недоступны. В своей работе мы опираемся на проверенные и технологически отработанные приёмы, которые используются во всех наших Программах профилактики социального сиротства и укрепления семьи. Кейс-менеджмент – это хорошо отлаженная технология, позволяющая чётко проходить все этапы работы с нашими подопечными. Сначала мы оцениваем семейную ситуацию и планируем услуги, в которых нуждается конкретная семья. Совместно с семьёй мы разрабатываем план задач, которые будут выполняться для того, чтобы помочь семье выйти из трудной жизненной ситуации. Мы вместе разрабатываем некий «маршрут», которого нужно придерживаться.
На этапе работы с психологами, в обучающих и терапевтических группах, у нас появляется больше возможностей для творчества и привнесения индивидуального подхода. Каждый специалист использует те методы, которые ему ближе: кто-то предпочитает игровую терапию, кто-то – фототерапию, кто-то – EMDR-терапию (метод психотерапии, который помогает переработать травматические воспоминания с помощью «движений глаз»).
Я, как медик, с моим двигательным мышлением и пониманием тесной связи психики и тела, активно использую в работе мультимодальную терапию творчеством и телесно-ориентированные подход к психотерапии. На родительских группах я активно применяю танцевально-двигательные и телесно-соматические практики, с удовольствием работаю руками, особенно с женщинами, используя куклотерапию и другие элементы женских кругов и гостиных.
Исцеляющие истории
Мульт-терапия – это комплексная работа с детьми, их родителями и близким окружением. Мы создаём мультфильмы, проходя через все этапы творческого процесса. Начинаем с разработки персонажей: их внешности, характера, свойств и особенностей. Затем детально продумываем сюжет. Истории мы берём из жизни – это могут быть как реальные семейные события, так и темы, которые нас волнуют. Затем начинается работа с художественными материалами и телесностью. Героев мы сначала рисуем на бумаге, а потом создаём пластилиновую часть образа.
Дети осваивают технику съёмки и передачи движений персонажей, учатся составлять композицию и снимать отдельные сцены.Персонаж как бы «оживает», даже если это зверушка. Например, в двух наших мультфильмах главные герои – животные, и мы их «очеловечиваем». Если это пингвин, потерявшийся и растерянный, мы прорабатываем, насколько он печален и испуган. Всё это отражается в рисунках, сценарии и озвучке.
Когда мы работали над мультфильмом про ёжика, который не разрешал себя обнимать, дети с большим интересом создавали своих персонажей, наделяя их собственными чертами и характером.
Помимо задач освоения мастерства создания мультфильма, мы закладываем в процесс психологические задачи. В создании двух последних мультфильмов принимали участие дети с особенностями развития. Была одна незрячая девочка, которая лепила вместе с мамой грибочки и другие мелкие детали, а потом взрослые помогали их доработать. Девочка также озвучила одного из героев – маленькую сову. Для нас было очень важно, что эта девочка почувствовала, что у неё есть своя роль, своя задача, с которой она справляется. И чтобы она находилась в компании сверстников, социализировалась, нашла себе новых друзей. Ребёнка важно не только социализировать, но и помочь ему увидеть свои сильные стороны.
Изначально у нас были только детские группы, но затем мы поняли, что это могут быть и семейные истории. Сначала родители просто привозили детей на занятие, оказывали ему помощь и поддержку. Но однажды, во время озвучивания, мы поняли, что без взрослых голосов нам не обойтись. И последний наш мультик, историю про пингвинёнка, мы рассказывали голосами детей и их родителей.
Включение родителей в терапевтический процесс оказалось очень важным. У нас есть семьи, которые лишились родного дома и вынуждены были переехать в другой город, семьи, которые пережили развод, и ребёнок остался без одного из родителей.
Мы создаём терапевтические истории, наполненные помощью и поддержкой. Они помогают семьям справиться с эмоциями и пережить тяжёлый травматичный опыт. Эти истории становятся по-настоящему исцеляющими.
Также благодаря созданию мультфильмов, у семей, у которых нет историй успеха, такая история появляется. И они могут показать всем, что «это сделала наша семья», а значит «мы сможем справиться, у нас получится».
Кроме того, ребёнок может продолжать заниматься в мультстудии. Умение организовать досуг для ребёнка – это важная часть самодостаточности, на которую мы стремимся вывести наши подопечные семьи.
Как создание кукол помогает женщинам наладить отношения в семье и обрести себя?
Куклотерапия — это один из видов арт-терапии, в основе которого лежит работа с куклой. Мы работаем в этом методе с женщинами, чтобы помочь им справиться с болезненными переживаниями и почувствовать себя в безопасной доверительной атмосфере, где можно не бояться высказать свои чувства выразить эмоции, научиться принимать и проявлять себя.
Изначально куклотерапия применялась с использованием регионального компонента – славянской народной куклы. Эта кукла отражает все возрастные и ролевые функции женщины в мире, от младенчества до старости. И мы вместе с мамами, находящимися в трудной жизненной ситуации, мастерим таких куколок.
Наши занятия строятся по принципу цикла: от младенца к старухе. Это направление стало моей особой любовью, поскольку творчество присуще женщинам во всем – от кулинарии до создания домашнего уюта. Я подхожу к этому через призму этнографии, организуя встречи, приуроченные к славянским народным праздникам. Мы следуем русскому календарю, встречаясь с мамами в течение всего года.
Создание куклы всегда сопровождается погружением в её историю: почему и при каких обстоятельствах она создавалась, что в неё закладывалось. Работа с рукотворными и арт-материалами позволяет замедлиться, жить в моменте «здесь и сейчас» и обсуждать важные и волнующие нас темы. Кроме того, на каждом этапе создания мы обращаемся к элементам народных хороводов. Поскольку хороводы традиционно направлены на регулирование, успокоение и создание гармонии внутри себя и во внешнем мире, они помогают достичь состояния внутреннего спокойствия и равновесия.
Я часто встречаю мам, которые сами не имели глубокого опыта родительской привязанности – воспитывались в интернате или рано потеряли родителей. Мы с ними много говорим о привязанности, о том, что между близкими людьми есть такая незримая связь. Мне очень понравилось, как одна коллега из Череповца сравнила привязанность с Wi-Fi между мамой и ребёнком. По факту, это нечто неосязаемое, но существующее. Мы не можем сказать, что после отсечения пуповины биологическая связь исчезает. Привязанность – это то, что идёт с тобой по жизни. И мы создаём куколку-ведучку, которая помогает сохранить эту привязанность, сделать её зримой и ощутимой.
Также создание куколок помогает нам выявить глубинные психологические проблемы и травмы. Однажды, когда я дала задание сделать куколку-женщину, у одной из мам куколка получалась то горюющая, то сердитая. И мы поняли, что сейчас она не может почувствовать себя притягательной женщиной и закрыла для себя эту часть, потому что должна выполнять роль мамы. А ведь это очень важно разрешить себе проживать и проявлять все социальные роли – чувствовать себя женщиной, наладить связь со своим «внутренним ребёнком» и иногда быть непосредственной. А порой и проявлять свою «внутреннюю старуху», которая является нашей мудрой частью, поддержкой и опорой.
Помню, как одна мама, у которой были сложности в отношениях с сыном, создала куколку-ребёнка в виде девочки. Я ей сказала: «Подождите, мы ведь можем сделать мальчика». Дело в том, что, когда мы создаём куколку, мы можем использовать столбик, на который затем надевается одежда. Я объяснила: «Если вы хотите мальчика, мы можем сделать и другую куколку – это будет куколка-ребёнок». То есть благодаря созданию кукол, мы можем выйти на проблемы детско-родительских отношений, которые потом будем поэтапно решать.
«Танец помогает прожить то, для чего трудно найти слова»
Работа с телом и движением – это естественное продолжение нашего подхода, где творчество становится мостом к внутренним ресурсам. Если куклотерапия позволяет замедлиться и обрести опору в рукоделии, то танцевально-двигательная терапия даёт возможность выразить и прожить эмоции, для которых трудно найти слова.
Мой личный и профессиональный путь к этому методу начался с осознания детского опыта, когда танец интуитивно помог мне пережить сложные чувства. Позже, уже как специалист, я поняла терапевтическую силу движения: разнонаправленная физическая активность позволяет гармонизировать психическое состояние, найти контакт с собой и почувствовать свои внутренние границы.
В наших группах с мамами мы используем движение для проработки ключевых жизненных тем:
- Ощущение себя и своих границ;
- Установление контакта и формирование здоровой привязанности;
- Роли в семейной системе;
- Завершение отношений и прощание.
Чтобы сделать этот процесс более осознанным, мы снимаем на видео наши сессии (с согласия участниц). Позже мы вместе смотрим эти записи, обсуждаем, что происходило, и отмечаем, какие произошли изменения. У женщин появляется уникальная возможность «со стороны» увидеть свои паттерны поведения и то, как они могут их трансформировать через новое двигательное переживание. Некоторые мамы проходят программу повторно, чтобы глубже проработать свои запросы и закрепить позитивные изменения.
Танцевально-двигательная терапия – это не про танец в привычном смысле, а про диалог с собственным телом. Через простые, но глубокие практики мамы учатся слышать себя, находить внутреннюю опору и проживать эмоции, освобождаясь от груза прошлого опыта и обретая силы для будущего.
От терапии – к совместному творчеству
В работе с детьми мы чаще всего используем игровые методы работы. Потому что игра – это ведущая деятельность и естественный язык ребёнка. Погружаясь в его игровой мир, мы начинаем понимать, как он воспринимает реальность, относится к себе и другим, что чувствует и переживает. Это даёт нам ключ к тому, чтобы лучше и эффективнее помогать.
Игровые принципы перетекают и в совместные творческие мастерские для родителей и детей. Например, одна мама, развивая навыки самоорганизации у сына особенностями развития, предложила создать адвент-календарь. Это идея так вдохновила других родителей, что они присоединились к творческому процессу. За каждым окошечком такого календаря было не угощение, а маленькое задание или доброе дело для ребёнка, приводящее к поощрению. Это занятие объединило семьи в тёплое принимающее сообщество и создало предпраздничное настроение.
Так мы делаем и в других мастерских – расписываем футболки, лепим свечи к праздникам, создаём тематические букеты или закладки к 1 сентября. Такое совместное творчество – это уже не терапия в чистом виде, но прекрасный способ укрепить семью и создать тёплые вдохновляющие воспоминания о том, что мы можем сделать что-то красивое и важное вместе.
Пришлось покинуть родной дом, не знала как прокормить детей
Мы помогаем семьям не только психологически, но и в решении насущных практических вопросов. Ключевыми направлениями этой работы являются здоровье детей, а также оформление всех положенных выплат, пособий и льгот. Зачастую родители не знают о своих правах или не имеют навыков для обращения в государственные службы – например, чтобы собрать документы или составить заявление. Наши специалисты сопровождают их на этом пути, помогая пройти каждый необходимый шаг.
Особое внимание мы уделяем помощи в трудоустройстве и организации гибкой занятости – прежде всего для мам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Мы помогаем составить резюме, ищем подходящие вакансии (в том числе с частичной занятостью) и обучаем, как эффективно взаимодействовать со службой занятости.
Недавно к нам обратилась мама, которая была вынуждена экстренно переехать в наш регион, покинув свой дом. У неё двое детей: у одного –инвалидность, второй ребёнок остро нуждается в психологической поддержке после пережитого стресса. Женщина была в растерянности: она не могла позволить себе полный рабочий день, оставив детей без присмотра. Вместе мы нашли решение – подобрали для неё почасовую работу. Это позволит ей обеспечивать семью, не жертвуя заботой о детях.
От сигнала в школе – к поддержке в семье
Наша задача – не только помогать семьям в сложной ситуации, но и предотвращать эти кризисы. Поэтому мы активно развиваем направление ресурсной превенции.
Мы приходим в школы – в те классы, где учатся дети из наших подопечных семей, а также откликаемся на запросы самих учебных заведений. В рамках этой работы мы проводим занятия для детей по профилактике травли, помогаем новичкам адаптироваться в классе и работаем над сплочением коллектива. Отдельно мы консультируем педагогов и родителей, помогая им разобраться в сложных ситуациях, возникающих в школьной жизни.
Такая работа даёт двойной эффект. Во-первых, мы прямо в школе создаём для детей более безопасную и поддерживающую среду. Во-вторых, этот контакт со школой становится «ранним оповещением»: мы быстрее узнаём о зарождающихся проблемах. А сами семьи, узнавая о нас в этой доверительной обстановке, получают возможность обратиться за помощью своевременно – и встать на комплексное сопровождение ещё до того, как ситуация станет критической.
Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции
Истории
Саша попала в детский дом когда ей было всего полтора года. Она не помнит ничего из жизни «до»,...

