19.11.2025

«Он прятался под диваном, когда папа бил маму»: 3 истории о детях, которые столкнулись с жестоким обращением

19 ноября отмечается Всемирный день профилактики жестокого обращения с детьми. Жестокость – это не только синяки и ссадины. Это ещё глубокие и невидимые раны, которые оставляют унижение, игнорирование или постоянный крик. Как наши специалисты помогают детям и родителям «залечить» эти раны и научиться слышать друг друга?

«Я могла накричать так, что потом самой было страшно»

Максиму 13 лет. Он уже знает, что такое страх, когда за дверью звучат крики и тяжёлые шаги. Он помнит, как вжимался в пол, забираясь под диван, когда папа бил маму.

После развода в доме стало тише, но боль и тревога, накопленные за годы, не отпускали.

Я понимала, что срываюсь на сыне, я могла накричать так, что потом самой было страшно. Я видела, как он закрывается, но не знала, как по-другому сказать, что мне тяжело и больно. А потом мне становилось стыдно и от этого было ещё хуже, – вспоминает мама Максима.

Именно с этим вопросом: «Как восстановить отношения с ребёнком, если между нами столько обид?» она обратилась в Программу профилактики социального сиротства и укрепления семьи в Санкт-Петербурге.

Психологи и специалисты по социальной работе помогли семье «распутать клубок» травматичного опыта и понять, что за криками и обидами скрывались боль, тревога и желание быть услышанным.

Семья участвовала в психологических тренингах, посвящённых детско-родительским отношениям и ненасильственному общению.

Жестокое обращение с ребёнком не всегда имеет очевидные формы. Помимо физических наказаний и прямой агрессии, существуют неосознанные, эмоциональные формы насилия – крики, унижения, игнорирование чувств ребёнка, когда взрослый сам не справляется со своими эмоциями. Важно, что вина и страх ошибки не делают родителя «плохим». Гораздо опаснее – оставаться один на один с этими чувствами и не искать поддержки. Поэтому мы помогаем родителям и детям заново научиться слышать друг друга – через работу с эмоциями, коммуникацией и осознанностью, – объясняет специалист по социальной работе Программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи в Санкт-Петербурге Алиса Ясинская.

Благодаря помощи специалистов, мама научилась говорить с сыном не с обидой и обвинениями, а о своих чувствах и потребностях: «мне больно», «я устала», «я нуждаюсь в поддержке».

Я поняла, что те обидные слова – это был мой «крик о помощи». Теперь я умею говорить о своих чувствах, не раня сына, – говорит мама.

Сегодня в их доме снова тихо и мирно. Недавно Максим подошёл к маме и предложил: «Давай просто полежим и пообнимаемся, как раньше».

И я почувствовала: вот он, первый шаг к исцелению, – делится мама Максима.

«Это всё из-за тебя!»

У семилетнего Гриши была внешне благополучная семья. Но в отношениях с родителями он всё время испытывал чувство вины. Мама и папа ругали его за всё : за испорченную тетрадь, за разбитую чашку, за плохое настроение: «Опять твой почерк испортил тетрадь, ну зачем было писать так небрежно?» или «Это всё из-за тебя!».

Всё это привело к тому, что у мальчика появилась апатия, он отказывался выполнять домашнее задание и не хотел ходить в школу. Он старался быть незаметным, как будто не хотел существовать, чтобы лишний раз не ошибиться и не винить себя.

Специалисты Программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи в Вологодской области начали работать со всей семьёй. Они помогли Грише снять тревогу, научиться проживать свои эмоции и снова почувствовать себя в безопасности. А родителям объяснили, как слова могут навредить ребёнку, и показали другие, более поддерживающие пути взаимодействия с ребёнком.

Особое внимание уделялось конструктивному общению, позитивному подкреплению успехов и формированию у мальчика уверенности в своих силах. Семья приняла участие в психологических тренингах, где они учились слышать и поддерживать друг друга.

Через некоторое время в семье произошли заметные изменения. Гриша почувствовал поддержку и одобрение родителей, начал восстанавливать самооценку и вернулся к активной школьной жизни. Теперь он слышит от мамы и папы: «Мы в тебя верим», «У тебя всё получится». И в его мире снова есть место для детства, где он чувствует себя понятым и любимым.

«Что это на столе? Разве я учила тебя жить в грязи?»

Ане 11 лет. С самого детства вся её жизнь была заключена в строгие рамки. Её внешний вид, выбор одежды, друзья и даже увлечения должны были быть идеальными – такими, какими их видела мама. Комнату девочки регулярно проверяли, и любая мелочь, не соответствующая нужным стандартам, вызывала упрёки.

У меня постоянно дрожали руки, когда мама заходила ко мне, – делится Аня. – Я боялась, что опять что-то не так. Казалось, что я всегда должна быть идеальной куклой, а не живым человеком.

Постоянный страх провала и необходимость соответствовать ожиданиям привели к тому, что некогда спокойная девочка стала нервозной и раздражительной. Мама, видя это, лишь усиливала контроль, не понимая, что причина – в самой системе их отношений.

Осознав, что сама не справляется, мама Ани по совету подруги обратилась за помощью в Программу профилактики социального сиротства и укрепления семьи в Вологодской области.

Специалисты начали комплексно работать с семьёй. Для мамы проводили психологические консультации, где помогли увидеть, что гиперопека и тотальный контроль не помогают, а, наоборот, мешают дочери взрослеть, быть самостоятельной и верить в свои силы.

Задача родителя – не диктовать ребёнку, каким ему надо быть, а помочь ему раскрыть собственный потенциал. Иногда в погоне за «идеальным» мы сами мешаем ребёнку «раскрыться». Не нужно контролировать каждый шаг, важно стать надёжной опорой, которая позволит ребёнку пробовать, ошибаться и учиться на своих ошибках. Мы помогли маме Ани увидеть в дочери не «проект» для совершенствования, а личность, – объясняют специалисты Программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи в Вологодской области.

Аня тоже занималась с психологом, который помогал ей поверить в себя, учиться принимать собственные решения и отстаивать свои границы.

Постепенно напряжение в семье стало спадать. Мама начала доверять дочери, разрешила ей самой выбирать одежду и решать, с кем общаться. Аня, почувствовав свободу и поддержку, стала более открытой и инициативной.

Теперь у нас не проверки, а разговоры по душам. Я наконец-то увидела, какая она у меня творческая и умная. И поняла, что её «идеальность» – не в чистой комнате, а в её счастливых глазах, – признаётся мама Ани.

<<< Возврат к списку



Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции

Истории
Братья Мишка, Даня и Олежек
Один из принципов Детских деревень-SOS - никогда не разлучать родных братьев и сестёр.