10.10.2025

«Сидит один на последней парте»: как распознать травлю в школе и вернуть ребёнку веру в себя

Что такое травля и чем она отличается от конфликта? Как понять, что ваш ребёнок подвергся травле в школе? И как ему можно помочь? Рассказывает специалист по социальной работе Программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи в Псковской области Алиса Егорова.

«Вирусная болезнь коллектива»: что такое травля и кто может стать её жертвой?

Травля – это не просто конфликт, а систематическое насилие, которое может проявляться в физической, эмоциональной или иной форме. Чаще всего это происходит в детских коллективах, например, в школе, где группа агрессоров во главе с лидером целенаправленно преследует одного ученика, делая его жертвой.

Важно понимать, что травля отличается от обычного конфликта. В конфликте участвуют, как правило, два человека, и он может быть разовым. Травля же – это систематическое преследование, в котором вовлечён весь коллектив, включая наблюдателей и пассивных сторонников.

Жертвой травли может стать любой ребёнок, независимо от его социального статуса или благополучия семьи. Иногда достаточно незначительного повода: неосторожное слово учителя, случайная оговорка или неверно сказанная фраза. Хотя учитель не может быть инициатором травли, его реакция или бездействие могут косвенно способствовать её развитию.

Среди явных факторов риска можно назвать:

  • Особенности семейного положения (приёмный ребёнок, отсутствие одного родителя, неблагополучная семья).
  • Нестандартный внешний вид (одежда, причёска).
  • Принадлежность к определённой субкультуре.
  • Высокий социальный статус или, наоборот, бедность.
  • Выдающиеся интеллектуальные способности или, наоборот, отставание.
  • Различные заболевания и поведенческие особенности.
  • Любое отличие от большинства, которое делает ребёнка «белой вороной».
  • Это явление, похожее на «вирус толпы», может охватить весь коллектив – будь то школьный класс, детский сад или рабочий коллектив (где это называется моббингом). И если этот «вирус» не лечить, он нанесёт вред всем участникам.


Кто участвует в травле?

В коллективе можно выделить несколько ролей:

  • Агрессор: инициатор травли.
  • Свита: дети, которые активно участвуют в травле, подсказывают агрессору, могут применять физическое воздействие или подстрекать к обидам. Они не занимают лидирующую позицию, но являются неотъемлемой частью процесса.
  • Защитник жертвы: самый смелый человек, который открыто выступает против агрессии.
  • Пассивный защитник: понимает, что происходит что-то неправильное, но бездействует. Такой ребёнок сам может стать следующей жертвой.
  • Провоцирующий взрослый: учитель, родитель или воспитатель, чьи действия или бездействие способствуют развитию травли.
  • Пассивный сторонник: человек, который со стороны одобряет травлю, может выражать своё согласие словами или молчаливым присутствием.

В школьной среде ребёнок может оказаться в роли жертвы, но в другом коллективе – например, во дворе или спортивной секции – он способен проявить агрессию. Это свидетельствует об искажённом восприятии взаимоотношений. Попадая в новый коллектив, ребёнок может начать проявлять агрессию по отношению к тем, кто слабее, сам при этом становясь жертвой в другой ситуации. Роли жертвы и агрессора могут меняться, ведь каждый ребёнок потенциально способен занять любую из этих ролей.

Часто агрессия начинается с одного человека, за которым следует его «свита», готовая к физическому воздействию. Лидер выбирает цель, а его окружение помогает в этом. Авторитет в таком коллективе может рухнуть в любой момент. Это похоже на вращающееся колесо: каждый ребёнок занимает своё место, но позиции постоянно меняются. Важно понимать, что эти изменения не всегда связаны с силой или слабостью. Колесо движется, роли трансформируются. Жертвой может стать кто угодно, независимо от его изначального положения. Это часто происходит случайно. Подобные динамики наблюдаются и во взрослых коллективах, где «зараженный» руководитель может негативно повлиять на всю команду.

Что делать, если вы подозреваете травлю?

  • Не игнорируйте: не допускайте бойкота или обидных прозвищ.
  • Установите правила: в любом коллективе должны быть чёткие правила поведения, включая недопустимость травли.
  • Вмешивайтесь: если ситуация не прекращается, взрослый (учитель, воспитатель, родитель) должен вмешаться. Мы обязаны защищать детей, так как они сами не всегда справляются с такими ситуациями.
  • Привлекайте специалистов: воспитатели, учителя, школьные психологи, дефектологи и логопеды – все они играют важную роль в профилактике и пресечении травли.

Как понять, что ваш ребёнок подвергся травле?

  • Любые резкие изменения в поведении ребёнка могут стать «звоночком»:
  • Снижение успеваемости: ребёнок стал хуже учиться.
  • Изменения в поведении в интернете: перестал публиковать посты в социальных сетях, закрыл профиль, сменил пароль.
  • Нежелание идти в школу: отказывается посещать занятия, теряет интерес к учёбе.
  • Социальная изоляция: потеря друзей, замкнутость, отказ от приглашений.
  • Уход в себя: ребёнок проводит всё больше времени в своей комнате, в своём мире.
  • Физические признаки: появление синяков, порванная одежда или вещи.

Как можно помочь ребёнку?

  • Обеспечьте ему эмоциональную безопасность и поддержку. Говорите ему: «Я рядом», «Я на твоей стороне», «Я тебя защищу», «Я с тобой». Избегайте допросов и излишней настойчивости, которые могут оттолкнуть ребёнка и создать дистанцию между вами.
  • Сотрудничайте со школой. Школа – это партнёр в воспитании вашего ребёнка. Сообщите классному руководителю о сложившейся ситуации. Вместо скандалов, стремитесь к конструктивному диалогу и совместному поиску решений. Если классный руководитель подтверждает наличие проблемы, школа должна предложить помощь: привлечь школьного психолога, организовать психологические тренинги или провести работу с классом.
  • Избегайте прямого контакта с агрессором и его родителями. Это усугубить ситуацию и навредить вашему ребёнку. Подобные действия могут быть восприняты как «ябедничество» и не решат корень проблемы.

Если ребёнок плохо себя чувствует, оставьте его дома и обязательно продолжайте взаимодействие со школой. Если школа не предпринимает должных мер, обратитесь к руководству с официальным сообщением о проблеме. Если и это не приносит результата, не стесняйтесь обращаться выше: пишите жалобы в вышестоящие инстанции или рассмотрите возможность смены учебного заведения.

«Мы читаем сказку о маленькой птичке, потерявшей маму и попавшей в чужое гнездо»

Одной из причин возникновения травли в школе может быть отсутствие коллективной деятельности и совместных выездов. Это приводит к разобщённости, где каждый сам за себя и не хватает взаимопонимания. Для формирования здорового коллектива необходимы совместные мероприятия, праздники и любые формы сближения.

Я и мои коллеги из Программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи в Псковской области сотрудничаем с тремя школами в рамках направления ресурсная превенция по выявление скрытых рисков в образовательных учреждениях. Мы проводим со школьниками психологические тренинги, на которых особое внимание уделяем развитию эмпатии. На занятиях мы обсуждаем, что такое эмпатия, и как важно понимать, что некоторые действия могут быть вызваны индивидуальными особенностями человека, а не его злым умыслом.

Для иллюстрации мы читаем сказку о маленькой птичке, потерявшей маму и попавшей в чужое гнездо, где её обижают. На каждом этапе повествования дети активно делятся своими чувствами и мыслями.

Для более глубокого погружения в тему мы используем ролевые игры. В одной из них я выступила в роли новой ученицы по имени Алиса. Моя «странная» причёска и манера ходьбы сначала вызвали удивление у детей: «Какая она странная». А потом дети начали активно обсуждать ситуацию, анализируя, что именно было некорректным во встрече и как можно было бы поступить иначе.

Мы также обсуждали эту ситуацию с девочкой, которая пришла в класс в середине учебного года. Она поделилась своими чувствами и это помогло ребятам понять, как важно дружелюбное принятие в новом коллективе.

Наши особенно актуальны для учеников четвёртых классов, поскольку именно в начальной школе часто закладываются основы деструктивного коллективного поведения и возникают первые признаки травли. Наши занятия направлены на изучение эмоций и чувств, а также на обучение детей навыкам поддержки и выражения своих переживаний, таких как: «Мне это не нравится», «Ты мне сделал больно».

Опрос учеников шестого класса показал, что многие готовы поддержать жертву, но не всегда знают, как это сделать.

Взрослые, особенно учителя, часто оказываются втянуты в эту ситуацию. Им необходимо проходить профилактические тренинги, чтобы распознавать признаки травли и знать, как правильно вмешиваться. Важно решать такие ситуации, соблюдая конфиденциальность, чтобы ребёнок не боялся рассказать о том, что с ним происходит.

«Сидел на последней парте, с ним никто не хотел дружить»: как удалось помочь ребёнку?

В одном из классов, в котором я проводила тренинг, был мальчик, которого все не любили. Он вёл себя вызывающе, возможно, из-за чувства непринятия, и чтобы привлечь к себе внимание. Дети над ним издевались, объявляли ему бойкоты. Он сидел один на последней парте, у него не было друзей. После пяти месяцев нашей работы, ситуация в классе улучшилась. Ребята начали лучше друг друга понимать. И у мальчика изменилась позиция, к нему стали по-другому относится. Он стал «видимым», его начали учитывать. На 23 февраля одноклассница подарила ему открытку и прочитала стишок. Ребята стали приглашать его к себе на дни рождения. На последнем нашем занятии мальчик попросился пересесть на первую парту и я ему разрешила.

Если бы мы вовремя не вмешались, ситуация могла бы стать критической, если ребёнок длительное время подвергается травле, у него могут возникнуть психиатрические нарушения. А в нашем случае всё закончилось хорошо: мальчик стал увереннее в себе, стал лучше учиться, у него появились друзья.

<<< Возврат к списку



Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции

Истории
Серёжа, 9 лет

Серёжа всегда мечтал иметь собаку, но в детском доме не разрешали заводить собак... Через неделю после...