
23.01.2026
«У меня дети необыкновенные, они видят мир по-другому»: история приёмной мамы восьмерых детей
Раиса чувствовала растерянность на детской площадке, слышала за спиной обидные слова в адрес своих «особенных» детей и не знала, как на них ответить. Но вместо того, чтобы закрыться от мира, она и её дети получили другое, более важное чудо: ключи к взаимопониманию и уверенность. Как обучение, организованное нашими специалистами при сотрудничестве с фондом «Абсолют-помощь» помогло маме найти нужные слова, снять барьеры и научиться строить мостики доверия между детьми с ментальными особенностями и окружающим миром?
«Мой путь – это стать мамой для тех ребят, кому сложнее всего»
Раиса знает цену материнскому теплу и уютному дому. Вырастив двоих кровных детей и проработав много лет поваром, она после смерти мужа почувствовала, что в её жизни и сердце осталось ещё много нерастраченной заботы.
– Я дала много любви своим детям, но они выросли, и сейчас у них свои семьи, своя жизнь. А в моём сердце осталось ещё столько тепла, и мне хотелось им поделиться, – признаётся Раиса.
Путь к большой приёмной семье начался со случайного, но важного знакомства. Рядом, на её же улице, жила мама, которая воспитывала детей с ментальными особенностями. Раиса стала заходить к ним в гости.
– Я смотрела, как они живут, общаются, с каким терпением и любовью у них в доме всё устроено. И в сердце что-то щёлкнуло. Я поняла, что это возможно и для меня тоже, – делится она.
Именно это знакомство подтолкнуло Раису к волонтёрству. Сначала она просто привозила в детские дома, куда её приглашали на дни открытых дверей, домашнюю выпечку и хорошие вещи от своих внуков. Работая поваром в детском доме, она и раньше видела жизнь детей-сирот, но теперь она посмотрела на них по-другому.
– У них никого не было, кроме учреждения и сменных воспитателей. После встречи с приёмной семьёй я уже точно знала: мне хочется дать этим детям то, что не купишь ни за какие деньги – чувство дома и безусловной любви. И я поняла, что мой путь – это стать мамой для тех ребят, кому сложнее всего, – вспоминает Раиса.
«Как воробушки»: первые дни новой семьи
Восемь лет назад на празднике в одном из детских учреждений, куда Раиса привезла одежду и гостинцы, к ней подбежали и её обняли двое детей – Паша и Катя.
– Они возле меня как воробушки кружились, сразу стали называть меня мамой. Я сначала взяла их к себе на месяц, на гостевой режим, а потом поняла, что больше не смогу с ними расстаться, – рассказывает приёмная мама.
Ребята на время вернулись в детское учреждение, чтобы Раиса успела пройти Школу приёмных родителей и подготовить все необходимые документы. В те месяцы ожидания она не оставляла их: часто созванивалась, приезжала в гости, привозила подарки и рассказывала, что мама готовится к их переезду.
Спустя несколько месяцев дети впервые приехали в её двухэтажный дом в Вологде, для них началась новая жизнь, в которой всему – от быта до общения – приходилось учиться с нуля.
– Они совсем не умели есть ложкой. Захватят её, попытаются слизать, как котята, – и почти ничего не попадает в рот. Всё падало обратно в тарелку. Месяц ушёл только на то, чтобы научить их аккуратно есть и суп, и второе. У каждого из них было своё тяжёлое прошлое. Они были отказниками. В документах – прочерк «мама», прочерк «папа», – говорит Раиса.
Сейчас дети стали настоящими помощниками. Они вместе убирают дом, а вечером аккуратно складывают игрушки в коробку из-под бананов – «чтобы машинки тоже спать ложились». Старшие ребята помогают на кухне: чистят овощи для салатов, учатся печь пироги.
– В учреждении они носили то, что дадут. А сейчас у них есть выбор, красивая и разная одежда. Конечно, бывает, что из-за доброты они могут подарить свою новую вещь или даже телефон, как однажды случилось в школе. Приходится мягко объяснять как поступать можно, а как нельзя, – улыбается Раиса.
«Мы вместе учились делать первые шаги»
У каждого ребёнка была своя история, требовавшая огромного терпения и веры. У Олега, например, были серьёзные проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
– Его ножка была похожа на копытце, пальчики сильно сжаты, он не мог ходить, – объясняет Раиса. – В Санкт-Петербурге ему сделали сложную операцию. А потом началась долгая реабилитация. Мы вместе учились делать первые шаги. Сейчас он ходит почти как все. На это ушло много времени сил, но мы справились.
Потом в семье появилось ещё шестеро ребят, у всех из них были особенности здоровья. Четверо из них уже живут самостоятельно. С Раисой осталось четверо ребят. Все дети учатся в коррекционной школе. Учёба – это ежедневная, кропотливая работа.
– У некоторых моих детей есть проблемы со зрением. Например, могут начать писать на одной строке, а закончить на другой. Поэтому я каждую линеечку в тетради жирным фломастером прочерчиваю. Каждый день занимаемся, – говорит Раиса. – Или как научить расписываться в паспорте? Кто-то крестик ставит, кто-то чёрточку. У нас «полосочка» уже отработана.
Также Раиса научилась хорошо понимать речь своих детей, хотя поначалу приходилось по многу раз переспрашивать. А теперь – понимает их с полуслова.
Раиса водит детей везде: в кино, в театры, на прогулки в парк. Для неё принципиально важно, чтобы ребята учились жить в большом мире, а мир – учился принимать их. Но первые выходы на улицу часто сопровождались трудностями.
«Как построить мостик?»: как обучение научило Раису защищать и лучше понимать своих детей
Сталкиваясь с непониманием или неловкостью со стороны других детей на площадке, Раиса поначалу терялась.
– Бывало, я слышала обидные слова или видела, как на моих ребят показывают пальцем. Они не всегда понимали, но чувствовали, что это что-то плохое. Мне хотелось их укрыть и защитить, но и не создать конфликта. Я просто говорила: «Ну что вы!». Но внутри была растерянность: как правильно всё объяснить моим ребятам и другим детям?, – вспоминает она.
Ответы и уверенность пришли после уникального 8-месячного курса для приёмных родителей, воспитывающих детей с ментальными особенностями, организованного специалистами благотворительной организации «Детские деревни SOS» при поддержке благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».
Одной из ключевых тем было именно построение общения с внешним миром. Всё обучение было очень практическим: родители вместе с детьми смотрели и обсуждали специальные фильмы, выполняли домашние задания, разбирали сложные ситуации из жизни.
– На обучении нам доступно объяснили, как говорить с другими детьми и родителями, как отвечать на вопросы и даже на грубость, не провоцируя ссоры, – рассказывает Раиса. – Специалисты говорили: «Ваша задача – быть мостиком между вашими детьми и миром». И дали не просто теорию, а конкретные, живые фразы для диалога и целые стратегии поведения в разных ситуациях.
Это изменило подход Раисы. Теперь в сложной ситуации она действует иначе.
– Я спокойно подхожу и говорю: «Видите, какие у меня ребята добрые? Они очень любят дружить и делиться». И обязательно предлагаю что-то объединяющее. Мои дети, например, всегда носят с собой конфеты или печенье, чтобы угостить других ребят. Вот я и говорю: «Хотите, они вас угостят? Давайте познакомимся». И угощение становится не подкупом, а поводом для диалога, первым шагом к игре. Часто после этого дети уже вместе катаются с горки или на карусели, – с гордостью говорит Раиса.
Эти уроки Раиса применяет и в повседневной жизни. Она учит детей быть частью общества в самом простом и добром смысле этого слова.
– Я учу детей замечать тех, кому нужна помощь. Вот бабушка с тяжёлой сумкой – поможем донести? Пожилой человек не решается перейти дорогу – переведём вместе с мамой? Для них это становится естественным – делать добро, – делится Раиса.
Она научилась не только защищать, но и заранее создавать среду для общения, мягко комментируя действия своих детей.
– Я поняла, что социализация – это всегда двустороннее движение. Моим детям нужно учиться правилам, а другим детям – доброте и принятию. И я могу быть проводником. Сейчас, выходя на площадку, я не жду, когда что-то случится. Я сразу вовлекаю своих ребят в игру, говорю вслух: «Смотри, как Паша хорошо качает девочку на качелях, молодец!». Так окружающие видят не «странных» детей, а просто детей, которые играют, у которых тоже получается быть внимательными и заботливыми, – рассказывает приёмная мама.
Сейчас Раиса с детьми – частые и желанные гости на всех мероприятиях в Детской деревне SOS Вологда. Она верит, что её дети, видящие мир чище и добрее, могут многому научить окружающих, если им просто дать шанс. А она, опираясь на полученные знания и поддержку сообщества, всегда рядом, чтобы этот шаг стал уверенным.
Такая уверенность – результат не только огромного личного мужества, но и системной поддержки. Уникальный 8-месячный курс, который прошла Раиса, был создан «Детскими деревнями SOS» при поддержке благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» специально для приёмных родителей, воспитывающих детей с ментальными особенностями. Это было глубокое практическое погружение: психологи и специалисты по социальной работе давали домашние задания, родители вместе с детьми смотрели и обсуждали специальные фильмы, отрабатывали упражнения на понимание и общение. Его главная цель – дать им не только практические инструменты, но и, что важнее, сохранить их внутренние силы.
– Воспитывая ребёнка с ментальными особенностями, приёмный родитель вкладывает колоссальные усилия, а отдача часто не мгновенна и не очевидна. Это может истощать, – объясняет координатор работы с замещающими семьями в проекте, поддержанном благотворительным фондом «Абсолют-помощь» Ирина Зинченко. – Наша ключевая задача – не дать родителю «выгореть», почувствовать себя одиноким или неуспешным. Сохранённый ресурс родителя – это и есть залог устойчивости всей семьи и гарантия, что ребёнок навсегда останется в любящем доме.
Для Раисы эта поддержка стала тем самым прочным мостом, который соединил её любовь с практическими знаниями.
– Мои дети – моё самое большое богатство, – говорит Раиса. – Они необыкновенные. И теперь я знаю, как помочь миру увидеть и полюбить их так же сильно, как люблю я.
«Мой путь – это стать мамой для тех ребят, кому сложнее всего»
Раиса знает цену материнскому теплу и уютному дому. Вырастив двоих кровных детей и проработав много лет поваром, она после смерти мужа почувствовала, что в её жизни и сердце осталось ещё много нерастраченной заботы.
– Я дала много любви своим детям, но они выросли, и сейчас у них свои семьи, своя жизнь. А в моём сердце осталось ещё столько тепла, и мне хотелось им поделиться, – признаётся Раиса.
Путь к большой приёмной семье начался со случайного, но важного знакомства. Рядом, на её же улице, жила мама, которая воспитывала детей с ментальными особенностями. Раиса стала заходить к ним в гости.
– Я смотрела, как они живут, общаются, с каким терпением и любовью у них в доме всё устроено. И в сердце что-то щёлкнуло. Я поняла, что это возможно и для меня тоже, – делится она.
Именно это знакомство подтолкнуло Раису к волонтёрству. Сначала она просто привозила в детские дома, куда её приглашали на дни открытых дверей, домашнюю выпечку и хорошие вещи от своих внуков. Работая поваром в детском доме, она и раньше видела жизнь детей-сирот, но теперь она посмотрела на них по-другому.
– У них никого не было, кроме учреждения и сменных воспитателей. После встречи с приёмной семьёй я уже точно знала: мне хочется дать этим детям то, что не купишь ни за какие деньги – чувство дома и безусловной любви. И я поняла, что мой путь – это стать мамой для тех ребят, кому сложнее всего, – вспоминает Раиса.
«Как воробушки»: первые дни новой семьи
Восемь лет назад на празднике в одном из детских учреждений, куда Раиса привезла одежду и гостинцы, к ней подбежали и её обняли двое детей – Паша и Катя.
– Они возле меня как воробушки кружились, сразу стали называть меня мамой. Я сначала взяла их к себе на месяц, на гостевой режим, а потом поняла, что больше не смогу с ними расстаться, – рассказывает приёмная мама.
Ребята на время вернулись в детское учреждение, чтобы Раиса успела пройти Школу приёмных родителей и подготовить все необходимые документы. В те месяцы ожидания она не оставляла их: часто созванивалась, приезжала в гости, привозила подарки и рассказывала, что мама готовится к их переезду.
Спустя несколько месяцев дети впервые приехали в её двухэтажный дом в Вологде, для них началась новая жизнь, в которой всему – от быта до общения – приходилось учиться с нуля.
– Они совсем не умели есть ложкой. Захватят её, попытаются слизать, как котята, – и почти ничего не попадает в рот. Всё падало обратно в тарелку. Месяц ушёл только на то, чтобы научить их аккуратно есть и суп, и второе. У каждого из них было своё тяжёлое прошлое. Они были отказниками. В документах – прочерк «мама», прочерк «папа», – говорит Раиса.
Сейчас дети стали настоящими помощниками. Они вместе убирают дом, а вечером аккуратно складывают игрушки в коробку из-под бананов – «чтобы машинки тоже спать ложились». Старшие ребята помогают на кухне: чистят овощи для салатов, учатся печь пироги.
– В учреждении они носили то, что дадут. А сейчас у них есть выбор, красивая и разная одежда. Конечно, бывает, что из-за доброты они могут подарить свою новую вещь или даже телефон, как однажды случилось в школе. Приходится мягко объяснять как поступать можно, а как нельзя, – улыбается Раиса.
«Мы вместе учились делать первые шаги»
У каждого ребёнка была своя история, требовавшая огромного терпения и веры. У Олега, например, были серьёзные проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
– Его ножка была похожа на копытце, пальчики сильно сжаты, он не мог ходить, – объясняет Раиса. – В Санкт-Петербурге ему сделали сложную операцию. А потом началась долгая реабилитация. Мы вместе учились делать первые шаги. Сейчас он ходит почти как все. На это ушло много времени сил, но мы справились.
Потом в семье появилось ещё шестеро ребят, у всех из них были особенности здоровья. Четверо из них уже живут самостоятельно. С Раисой осталось четверо ребят. Все дети учатся в коррекционной школе. Учёба – это ежедневная, кропотливая работа.
– У некоторых моих детей есть проблемы со зрением. Например, могут начать писать на одной строке, а закончить на другой. Поэтому я каждую линеечку в тетради жирным фломастером прочерчиваю. Каждый день занимаемся, – говорит Раиса. – Или как научить расписываться в паспорте? Кто-то крестик ставит, кто-то чёрточку. У нас «полосочка» уже отработана.
Также Раиса научилась хорошо понимать речь своих детей, хотя поначалу приходилось по многу раз переспрашивать. А теперь – понимает их с полуслова.
Раиса водит детей везде: в кино, в театры, на прогулки в парк. Для неё принципиально важно, чтобы ребята учились жить в большом мире, а мир – учился принимать их. Но первые выходы на улицу часто сопровождались трудностями.
«Как построить мостик?»: как обучение научило Раису защищать и лучше понимать своих детей
Сталкиваясь с непониманием или неловкостью со стороны других детей на площадке, Раиса поначалу терялась.
– Бывало, я слышала обидные слова или видела, как на моих ребят показывают пальцем. Они не всегда понимали, но чувствовали, что это что-то плохое. Мне хотелось их укрыть и защитить, но и не создать конфликта. Я просто говорила: «Ну что вы!». Но внутри была растерянность: как правильно всё объяснить моим ребятам и другим детям?, – вспоминает она.
Ответы и уверенность пришли после уникального 8-месячного курса для приёмных родителей, воспитывающих детей с ментальными особенностями, организованного специалистами благотворительной организации «Детские деревни SOS» при поддержке благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».
Одной из ключевых тем было именно построение общения с внешним миром. Всё обучение было очень практическим: родители вместе с детьми смотрели и обсуждали специальные фильмы, выполняли домашние задания, разбирали сложные ситуации из жизни.
– На обучении нам доступно объяснили, как говорить с другими детьми и родителями, как отвечать на вопросы и даже на грубость, не провоцируя ссоры, – рассказывает Раиса. – Специалисты говорили: «Ваша задача – быть мостиком между вашими детьми и миром». И дали не просто теорию, а конкретные, живые фразы для диалога и целые стратегии поведения в разных ситуациях.
Это изменило подход Раисы. Теперь в сложной ситуации она действует иначе.
– Я спокойно подхожу и говорю: «Видите, какие у меня ребята добрые? Они очень любят дружить и делиться». И обязательно предлагаю что-то объединяющее. Мои дети, например, всегда носят с собой конфеты или печенье, чтобы угостить других ребят. Вот я и говорю: «Хотите, они вас угостят? Давайте познакомимся». И угощение становится не подкупом, а поводом для диалога, первым шагом к игре. Часто после этого дети уже вместе катаются с горки или на карусели, – с гордостью говорит Раиса.
Эти уроки Раиса применяет и в повседневной жизни. Она учит детей быть частью общества в самом простом и добром смысле этого слова.
– Я учу детей замечать тех, кому нужна помощь. Вот бабушка с тяжёлой сумкой – поможем донести? Пожилой человек не решается перейти дорогу – переведём вместе с мамой? Для них это становится естественным – делать добро, – делится Раиса.
Она научилась не только защищать, но и заранее создавать среду для общения, мягко комментируя действия своих детей.
– Я поняла, что социализация – это всегда двустороннее движение. Моим детям нужно учиться правилам, а другим детям – доброте и принятию. И я могу быть проводником. Сейчас, выходя на площадку, я не жду, когда что-то случится. Я сразу вовлекаю своих ребят в игру, говорю вслух: «Смотри, как Паша хорошо качает девочку на качелях, молодец!». Так окружающие видят не «странных» детей, а просто детей, которые играют, у которых тоже получается быть внимательными и заботливыми, – рассказывает приёмная мама.
Сейчас Раиса с детьми – частые и желанные гости на всех мероприятиях в Детской деревне SOS Вологда. Она верит, что её дети, видящие мир чище и добрее, могут многому научить окружающих, если им просто дать шанс. А она, опираясь на полученные знания и поддержку сообщества, всегда рядом, чтобы этот шаг стал уверенным.
Такая уверенность – результат не только огромного личного мужества, но и системной поддержки. Уникальный 8-месячный курс, который прошла Раиса, был создан «Детскими деревнями SOS» при поддержке благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» специально для приёмных родителей, воспитывающих детей с ментальными особенностями. Это было глубокое практическое погружение: психологи и специалисты по социальной работе давали домашние задания, родители вместе с детьми смотрели и обсуждали специальные фильмы, отрабатывали упражнения на понимание и общение. Его главная цель – дать им не только практические инструменты, но и, что важнее, сохранить их внутренние силы.
– Воспитывая ребёнка с ментальными особенностями, приёмный родитель вкладывает колоссальные усилия, а отдача часто не мгновенна и не очевидна. Это может истощать, – объясняет координатор работы с замещающими семьями в проекте, поддержанном благотворительным фондом «Абсолют-помощь» Ирина Зинченко. – Наша ключевая задача – не дать родителю «выгореть», почувствовать себя одиноким или неуспешным. Сохранённый ресурс родителя – это и есть залог устойчивости всей семьи и гарантия, что ребёнок навсегда останется в любящем доме.
Для Раисы эта поддержка стала тем самым прочным мостом, который соединил её любовь с практическими знаниями.
– Мои дети – моё самое большое богатство, – говорит Раиса. – Они необыкновенные. И теперь я знаю, как помочь миру увидеть и полюбить их так же сильно, как люблю я.
Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции
Истории
Один из принципов Детских деревень-SOS - никогда не разлучать родных братьев и сестёр.

