
05.06.2025
Улучшая свой скин, я улучшаю себя: как уберечь ребёнка от игромании?
Как улучшение своего персонажа в виртуальной реальности помогает детям в реальной жизни? И как понять, что ребёнок слишком сильно увлекся онлайн-игрой и это уже вредит не только ему, но и его окружению? Рассказывает ведущий специалист по социальной работе Программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи в Санкт-Петербурге Ксения Бардиашвили.
Почему дети «уходят» в виртуальный мир?
Дети «уходят» в виртуальный мир, когда в реальном мире у них много сложностей. Например, у ребёнка нет друзей, ему сложно контактировать с другими людьми, у него низкая самооценка или есть проблемы с обучением. А, может, ему просто не хватает внимания и заботы со стороны родителей. А в виртуальном мире он обретает своё место, где ему интересно, комфортно и безопасно. Таким образом, ребёнок живет другой жизнью, потому что реальность для него является травмирующей. В мире онлайн-игры он чувствует себя увереннее, для него это становится опорой и тем местом, где он может проявить и реализовать себя. То есть, по сути, приобретая дополнительные возможности в игре, подросток как бы говорит: «улучшая свой скин, я улучшаю себя».На онлайн-платформе формируется некое подростковое сообщество, где дети общаются друг с другом посредством своих персонажей, и им нужны крутые дополнительные скины или игровые пропуски – геймпассы, чтобы они могли выделяться среди окружающих и привлекать к себе внимание. Это помогает подросткам в реальной жизни найти общий язык с одноклассниками и другими ребятами. Например, можно завязать разговор на перемене: «у меня такая прокачка, а у тебя?». Это помогает подростку поддерживать свой статус в обществе сверстников.
Онлайн-игры – это важная часть субкультуры современных детей. Это неплохое хобби и возможность найти общие интересы и обрести новых друзей. Есть семьи, в которых папа играет с сыном и это помогает им сблизиться, найти общий язык. Кто-то играет в онлайн-игры с братьями и сёстрами, кто-то с мамой. И во время игры они обсуждают объекты, которые вместе строят, принимают решения, радуются победам и огорчаются поражениям. Это тоже язык общения, только не словами, а посредством персонажей и игрового антуража.
От простого увлечения – до игромании
Если вы замечаете, что ваш ребёнок всё свободное время посвящает онлайн-игре, не общается с друзьями, не ходит гулять, у него нет других интересов, это уже похоже на зависимость. Ребёнок, который «уходит» с головой в игру и уже не может без неё жить, предпочитая виртуальный мир реальности, становится похожим на игромана.Иногда дети даже начинают вкладывать в игру деньги. У меня был в практике такой случай. Подросток из многодетной семьи взял без спроса мамину банковскую карту и потратил крупную сумму денег на онлайн-игру. А также использовал кредитную карту, чтобы прокачать своего персонажа.
Я сопровождала эту семью как специалист по социальной работе. Наши психологи проводили индивидуальные консультации с мамой и мальчиком. Нужно было понять причины, почему парень стал так зависим от онлайн-игры. Оказалось, что мама воспитывает детей одна и у неё не хватает сил и времени уделять достаточно внимания каждому ребёнку.
А у мальчика есть потребность в направленном внимании на его личность. Ему важно чувствовать, что родители им искреннее заинтересованы.
Специалисты помогли маме лучше понять себя, свои ресурсы, развить эмоциональный интеллект и освоить навыки самоподдержки, чтобы она могла понимать и оценивать свои ресурсы и удерживать структуру семьи. Было важно, чтобы мама поняла потребности ребёнка, обратила на него внимание. Ведь парень, используя мамину банковскую карту, каждый раз шёл на риск. Он мог в любой момент стать замеченным, но всё равно это делал. Это как неоднократный крик о помощи: «Мне нужно внимание, поддержка, я хочу, чтобы меня увидели и заметили в реальности!».
Конечно, когда мама узнавала, что пропали деньги, у неё возникло сопротивление к общению и принятию ребёнка. А у парня появилось чувство вины и страха. Минутное счастье от улучшения персонажа обернулось огромной виной и страданием в реальности.
То есть, получается, что мальчик своим поведением кричал: «Пожалуйста, увидь меня», а мама, наоборот, после такого поступка хотела отстраниться. Ведь у неё тоже есть свои потребности, например, в спокойствии и безопасности. Очень важно, чтобы члены семьи могли друг другу рассказать о своих потребностях и наладить контакт несмотря на то, что у каждого внутри много разных и сложных чувств.
Научиться понимать ценность денег
Сейчас парень практически не интересуется игрой. Он начал подрабатывать, у него появились свои деньги. Он почувствовал себя взрослым и самостоятельным, способным удовлетворять свою потребность в деньгах, которые он может тратить на свои интересы. А также он начал общаться с людьми в реальной жизни, у него появились друзья.
Чтобы не допустить ситуаций, связанных с заимствованием средств, очень важно, чтобы ребёнок понимал ценность денег. Когда он с маминой карты переводит небольшие суммы на игру, он не понимает, что это в результате получается та сумма, на которую семья могла бы прожить неделю или месяц. Дети, тратя деньги на игру, не могут оценить, сколько они потратили. Если заранее мама проговорила бы правила, что она выделяет ребёнку некую сумму в неделю или месяц и эти деньги он может потратить на то, что посчитает нужным: на игрушку, сладости, или на свои интересы. Тогда у ребёнка возникло бы понимание границ той суммы, которую он может расходовать. И появился бы выбор, на что ему эту сумму потратить. Это первые шаги к освоению финансовой грамотности, которую необходимо освоить каждому подростку.
***
В канун 1 июня, Международного дня защиты детей благотворительная организация «Детские деревни SOS» запустила социальную кампанию «Родительская дорога» со сбором средств для помощи кровным семьям с детьми, попавшим в кризисную ситуацию.
На родительском пути никто не застрахован от внезапной потери жилья, работы, супруга или супруги, от болезни, инвалидности, пожара, серьёзных проблем во взаимоотношениях, которые приводят к распаду семей, от сложностей в общении между взрослыми и детьми. Родительская дорога похожа на автотрассу: на ней случаются неожиданные повороты и ухабы, к которым заранее быть готовым невозможно.
За 19 лет работы наших Программ профилактики социального сиротства и укрепления семьи в 12 регионах страны мы помогли справиться с кризисом, предотвратить распад, продолжить заботиться о своих детях. Психологи, юристы, специалисты по социальной работе помогли более 19 000 семей стать самодостаточными в области заботы о детях. Свыше 28 000 детей остались расти в кровных семьях.
Всю помощь семьи получают бесплатно благодаря поддержке тысяч неравнодушных людей и десятков компаний-партнёров. Даже самый маленький вклад в общее дело поможет детям никогда не расставаться с близкими. Присоединяйтесь к нам для помощи детям!
Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции
Истории
Олеся пришла в Детскую деревню когда ей было 9 лет. В то время как другие дети в ее возрасте готовились стать третьеклассниками, Олесю записали в только первый класс: у девочки были проблемы с речью, она не знала буквы, не умела считать