30.04.2023

«Я выросла в Детской деревне SOS, а потом вернулась в нее работать»

История Ани и двух ее сестер крайне проста: когда папа умер, мама не смогла справиться с потерей и нашла утешение в алкоголе. Она перестала заботиться о детях, соседи позвонили в опеку, и девочек забрали из семьи.

Но сестры пробыли в приюте всего несколько месяцев, и когда старшей Ане было 11, Аленке – 9, а младшей Саше – 3 года, мама Нина из Детской деревни SOS Пушкин забрала их в семью.

Аня выросла, выучилась и вернулась в Деревню уже сотрудником. Девушка рассказала нам о том, как складывается ее жизнь, жизнь сестер и что дала им Деревня.

Знакомство с мамой Ниной

После изъятия из семьи мы со средней сестрой попали в детский приют, а младшая – в дом ребенка. Помню, как в приют приехала SOS-мама Нина Викторовна, чтобы с нами познакомиться. У меня не осталось каких-то ярких воспоминаний от первой встречи с мамой, помню, она нам сладости принесла.

Конечно, мы с сестрой мечтали, что вот настанет тот день, когда нас троих заберет домой кровная мама. Но я в свои 11 лет уже понимала, что этого, скорее всего, не будет. Мама много месяцев не появлялась, не навещала нас, мы ничего не знали о ее жизни, а она ничего не знала о нашей.

Но я точно знала, что не хочу оставаться в приюте и в детский дом я не хочу. И вот приехала приемная мама и рассказала, как мы будем жить в Детской деревне SOS, какие у нас будут перспективы. И еще сказала, что в Деревню мы поедем втроем – младшую Сашу она заберет тоже. Это было решающим моментом. Я чувствовала себя ответственной за младших сестер, мне было очень важно, чтобы мы были вместе. Воспитатели приюта мне рассказывали, что младшую Сашу уже несколько раз хотели удочерить, и я очень боялась, что тогда мы никогда с ней не увидимся.

Поэтому я согласилась на предложение переехать в Детскую деревню SOS. И ни разу потом об этом не пожалела.

Читать любила больше, чем гулять

Я быстро привыкла к жизни в Деревне, мне было комфортно, я вспоминаю это время с радостью. Кроме нас троих в семье мамы Нины были еще Наташа, Артем, Андрей, Леша и Федор. А с нами приемных детей стало 8!

Поначалу мне сложно было выстраивать с ними отношения. Но я понимала, что нужно общаться, дружить, мы теперь живем вместе. Постепенно мы подружились и общаемся по сей день.

В Деревне меня сразу взяли в театральную и музыкальную студии, я начала выступать с другими детьми на разных конкурсах. Это было интересно, необычно и много дало мне в плане общения, раскрепощения и веры в себя.

Конечно, были и сложности. Как бы хорошо не было ребенку в приемной семье, он все равно хочет к родной маме. Мы много думали, почему мама так поступила, почему она нас не искала и не забрала. С психологами Деревни мы долго прорабатывали эти обиды.

Строгая мама, с которой мы очень похожи

Маму Нину мы сразу стали называть мамой и сейчас ее так зовем.

Надо сказать, что мама нам досталось строгая! Нас даже подкалывали дети из соседних семейных домов, что даже летом мы после 7 вечера не гуляли, ведь дома есть домашние дела, уроки, чтение, помощь маме.

Я стеснительный и довольно закрытый человек, всегда предпочитала книги гуляньям, поэтому мне такие порядки были только во благо.

Я и сама переняла эту строгость у мамы. Говорят, что мы с ней очень похожи по характеру и даже жесты у нас одинаковые.

В своем увлечении чтением я начала с любовных романов, потом периодами любила то классику, то фантастику. Сейчас читаю самые разные книги: мемуары, исторические книги, фантастику, современную литературу. И сочинения всегда писала легко, творчество так и лилось из меня. По литературе были всегда одни пятерки, по этому предмету я, можно сказать, была выдающейся ученицей.

Не захотела возвращаться в кровную семью

В Детских деревнях SOS приветствуется общение детей с кровными родными, ведь они могут стать поддержкой ребят во взрослой жизни.

Мама Нина Викторовна, конечно, тоже не была против общения сестер с кровной мамой. Но считала, что женщина должна сама прийти в опеку, узнать, где ее дети и пройти какую-то подготовку к общению с детьми. То есть сделать какие-то шаги сама, а не вот так: мне детей привезли на встречу, потому что это считается полезным.

Но дело в том, что биологическая мама не делала никаких шагов к этому, долгое время она даже не знала, где ее дети.

Поначалу она и не знала, где мы находимся, - говорит Анна. – Через какое-то время после нашего изъятия она избавилась от алкогольной зависимости и встретила нового мужчину. Короче, у нее была своя жизнь.
Может быть, она считала, что в интернатах о девочках заботятся, что им там лучше, чем дома. Может быть, думала, что там им смогут дать больше, чем она. Об этом можно только гадать.

А потом произошел один случай, после которого Анна с кровной мамой все же начали общаться.

Как-то мне надо было съездить к нам на квартиру, что-то забрать из документов. Мне тогда было 14 лет. И там я увиделась с мамой. У меня оказался ее номер телефона, уже не помню как – наверное, она написала его и сунула бумажку мне в руку. Мы начали общаться. Мама Нина не знала об этом, потому что я не хотела ее расстраивать. Говорить было очень тяжело: у меня были обиды, злость, непонимание. Почему она нас не забрала, почему не интересовалась, где мы, что с нами стало? Как так можно?
Мы периодически созванивались, и через год или два в разговоре со мной она высказала желание забрать нас домой.

Но тогда уже не захотела я. Что могла дать нам кровная мама, работающая продавцом в магазине в маленьком городке? Ни одной из тех перспектив, которые получают ребята из Детских деревень SOS. У меня был хороший аттестат, я выбирала колледж в Санкт-Петербурге. Через два года поступать надо было и средней сестре. У младшей сестренки в то время был букет заболеваний, лечение которых стоило дорого, но которое обеспечивала Деревня. Мама бы просто не вывезла.

И я отказалась, а мама не стала настаивать. Для 15- летней девочки я была очень практичной. Но это жизнь меня научила быть такой, ведь я была старшей из сестер и привыкла отвечать за нас троих.

Сейчас я считаю, что у меня две мамы. С кровной мы общаемся. Она живет в том же поселке. В июне у нее свадьба с гражданским мужем, с которым они 15 лет вместе. Мы приглашены, я ее поддерживаю в этом и рада за нее.

Девочка с книжкой выучилась на тренера по боди-билдингу

С выбором профессии мне очень помогла мама Нина. Мне было уже 15 лет, надо было решать с колледжем, а у меня не было понимания, кем я хочу стать. Я была очень домашней девочкой. Помню, в то время я очень хотела поскорее выйти замуж, родить детей и заниматься домом. Но мама сказала, что у человека должна быть профессия, и сейчас я ей за это благодарна.

Я хорошо сдала выпускные экзамены в школе, и мы думали с мамой, что же делать. Она посоветовала Петровский колледж, довольно престижное учебное заведение Питера. По баллам я прошла на специальность «Физическая культура», и очень обрадовалась. Из Деревни я перешла в Дом молодежи, начала заниматься спортом и хорошо окончила этот колледж. После него я поступила в Университет имени Лесгафта на специальность "Тренер по боди билдингу". Если честно, не ожидала, что я пройду, полгода готовилась, обязательным испытанием там было позирование. Теперь у меня есть педагогическое и высшее тренерское образование.

Самое ценное – чтобы дети ко мне приходили за советом

Но, поработав с маленькими детьми, Анна поняла, что это не ее занятие. 

- Мне нужна была работа. И как-то во время разговора с мамой Ниной она говорит: «А чего тут думать? Пойдем ко мне тетей-помощницей в дом!»

А я недолго думая, согласилась. Пришла к Сергею Владимировичу (Директору Программы «Детская деревня – SOS» Санкт-Петербург). Я считаю его названным папой, это он много лет назад вместе с мамой Ниной забирал нас из приюта в Деревню.  Мы с ним поговорили, и я устроилась. 

Я отработала почти год в доме у мамы, а в прошлом году весной ушла работать в Дом молодежи по приглашению его руководителя. Мама Нина меня поддержала – это следующая ступенька, сказала она. 

И вот я уже год работаю наставником в Доме молодежи, в котором жила сама. Так и случилось.

У наставника Дома молодежи по сравнению с тетей-помощницей гораздо больше ответственности. Плюс мне больше подходит работа с подростками, я умею найти с ними общий язык.

Наставник регулирует жизнь Дома молодежи: подъем, завтрак, уроки, готовка ужина, отбой, поведение, ссоры, разногласия между ребятами. С получением жилья, льгот и другими социально-правовыми вопросам ребятам также помогают наставники.

Сейчас в Доме молодежи постоянно живут 9 ребят, и еще один мальчик учится в кадетском корпусе и приезжает на выходные  и праздники.

Когда я сама училась и жила здесь, я думала, что это работа на лайте. А сейчас я понимаю, что это совсем нелегко. Нужно отдавать ей много сил, а проблемы детей становятся твоими проблемами. Для меня самое ценное – чтобы дети ко мне приходили за советом, чтобы у нас была связь, как у меня с моими наставниками.

Воспоминания о счастливом детстве

Младшая сестра Анны Саша сейчас живет в Доме молодежи, ей 19. Она учится на мастера кожаных изделий, а после окончания собирается получить еще и профессию повара, ей хочется работать в кафе. 

Средняя из сестер получила специальность парикмахера, а сейчас работает мастером по наращиванию ресниц. Ей нравится бьюти-сфера, с финансами все у нее хорошо и стабильно.

- Я очень переживала, смогут ли сестры найти себя в жизни, - говорит Анна. – Но вижу, что жизнь у них складывается вполне благополучно. 

Сама Анна планирует пройти дополнительное обучение на социального работника, этих знаний ей не хватает при работе наставником Долма молодежи. 

- Конечно, мое образование, моя работа – это и моя заслуга тоже, потому что я хорошо училась и шла к своим целям. Но без Детской деревни это было бы гораздо труднее. 

Детская деревня для меня – это воспоминания о счастливом детстве. Это чувство защищенности, понимание того, что рядом мама и другие взрослые, которым важно, чтоб ты вырос хорошим человеком. Деревня дает огмроные возможности для детей, которые попали туда из неблагополучных семей, из поселков и маленьких городков и при этом хотят учиться, стремятся кем-то стать и жить лучше, чем их родители. Я всем детям в Деревне и Доме молодежи говорю: В кровных семьях многие дети не имеют того, что есть у вас: любовь приемных родителей, поддержка специалистов, кружки, выступления, спортивный инвентарь, летние походы, образование. Цените это! Я понимала это уже подростком и никогда не стыдилась, что я из Деревни, как некоторые ребята.

Живи я в родной семье, я бы, наверное, пошла работать в какой-нибудь магазин, чтобы помогать маме прокормить сестер. Вряд ли бы я уехала в Питер получать высшее образование. Это была бы совсем другая жизнь. Возможно, более счастливая и без психологических травм, но другая. И, если можно было бы что-то изменить, я бы выбрала мою жизнь с детством в Детской деревне S. Потому что она уже есть и мне она нравится. 

Психологи "Детских деревень SOS" помогают детям из Деревень пережить травмы, педагоги-наставники помогают освоить необходимые навыки для будущей самостоятельной жизни. Но самое главное – у подопечных из Детских деревень SOS есть любящие семьи!

Всю профессиональную помощь детям и семьям мы оказываем бесплатно только благодаря поддержке неравнодушных людей.

Вы тоже можете помочь детям, сделав пожертвование на нашем сайте

<<< Возврат к списку



Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции

Истории
Серёжа, 9 лет

Серёжа всегда мечтал иметь собаку, но в детском доме не разрешали заводить собак... Через неделю после...